Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Белгород
Брянск
Владимир
Воронеж
Иваново
Калуга
Кострома
Курск
Липецк
Москва
Московская область
Орел
Рязань
Смоленск
Тамбов
Тверь
Тула
Ярославль
Северо-Западный федеральный округ
Архангельск
Великий Новгород
Вологда
Калининград
Ленинградская область
Мурманск
Петрозаводск
Псков
Санкт-Петербург
Сыктывкар
Южный федеральный округ
Астрахань
Волгоград
Краснодар
Крым/Севастополь
Майкоп
Ростов-на-Дону
Элиста
Северо-Кавказский федеральный округ
Владикавказ
Грозный
Дагестан
Магас
Нальчик
Ставрополь
Черкесск
Приволжский федеральный округ
Ижевск
Йошкар-Ола
Казань
Киров
Нижний Новгород
Оренбург
Пенза
Пермь
Самара
Саранск
Саратов
Ульяновск
Уфа
Чебоксары
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Абакан
Барнаул
Горно-Алтайск
Иркутск
Кемерово
Красноярск
Кызыл
Новосибирск
Омск
Томск
Дальневосточный федеральный округ
Биробиджан
Благовещенск
Владивосток
Магадан
Петропавловск-Камчатский
Улан-Удэ
Хабаровск
Чита
Южно-Сахалинск
Якутск
Интервью

Режим ЧС — это не таблетка от всех проблем

Режим ЧС — это не таблетка от всех проблем
Фото автора
Айдар Муллануров – управляющий партнер судебного агентства. Он более 20 лет консультирует клиентов по различным юридическим вопросам, в том числе разбирает различные бизнес-споры.

— Айдар, что сейчас у нас в творится, намешали повышенную готовность и чрезвычайную ситуацию?

— Госдума внесла изменения в законы и фактически стерла грань между режимом повышенной готовности и режим ЧС. Для чего это сделано остаётся только догадываться. Объяснений я не нашёл ни в пояснительных записках к законопроекту, ни в обращениях должностных лиц.

На законодательном уровне властям субъектов РФ позволили в условиях режима повышенной готовности вводить те ограничения, которые мы сейчас имеем. Иными словами, теперь для ограничения прав и свобод можно и не вводить режим ЧС. Все равно можно ограничить передвижение или деятельность отдельных предприятий или даже активность целых отраслей экономики.

Законодатели отступили от логики режимов, она была нарушена, и теперь вся страна должна повышено к чему-то готовиться. Но ведь мы не ожидаем, что придет вирус, он уже тут, уже пандемия. Вот если бы эти мероприятия проводились в декабре, когда мы знали о проблемах в Китае, тогда бы была подготовка и именно режим повышенной готовности.

— Что нам простым гражданам и предпринимателям дает эта разница в терминах?

Принципиальной разницы между тем, что происходит в стране сейчас, и официальным режимом ЧС нет. В сети очень много эмоций вокруг того, что государство не вводит режим ЧС. Высказываются мнения, что если бы был режим ЧС, то государство должно было бы делать людям прямые денежные выплаты, обеспечивать их продуктами, возмещать предпринимателям ущерб от выпадающей доходности и т. д. Эти ожидания не в полной мере основаны на законе.

В законе о ЧС сказано, что в случае его введении граждане имеют право на возмещение вреда причиненного их имуществу. Идет речь именно о гражданах, не о бизнесе, не о предпринимателях. А норму о возмещении причинении вреда имуществу можно толковать совершенно по-разному. Можно придать ей расширительный смысл и указать, что на самом деле можно и помогать бизнесу. Для этого нужно менять закон или такое толкование может дать суд. Однако подобные законопроекты пока не готовятся, а суды вряд ли наберутся смелости пойти этим путём. Так что действующая норма закона не предоставляет прямых послаблений для бизнеса.

Что касается граждан, то нужно понимать, что речь идет о возмещении вреда именно имуществу, которое было повреждено или уничтожено, например, при проведении контртеррористической операции или после наводнения.

В законе не идет речь о том, что если вы потеряли работу или у вас сократилась зарплата, или ваш бизнес прогорел – государство будет вам эту разницу компенсировать. Там нет ни слова о том, что можно будет не возвращать банкам кредиты или не платить за услуги по ЖКХ.

Ни граждане, ни организации не получат в случае введения ЧС автоматического освобождения от финансовых обязательств по выплате кредитов, ипотек и оплате услуг ЖКХ

— Но в законе сказано, что при введении режима ЧС начинают действовать форс-мажорные обстоятельства, разве они не освобождают людей от исполнения обязательств?

— Нет. Форс-мажор предоставляет освобождение только от применения мер ответственности, но не освобождает от самого обязательства. Иными словами, если у гражданина есть кредит или ипотека, то ему никто их не прощает и выплатить все равно нужно. Только если он не может пока это сделать в период ЧС, то ему за это время не могут назначаться пени и штрафы. Но как только этот режим закончится, то сразу же нужно будет выплатить всю задолженность.

То же самое и по предпринимателям, если они платят за аренду помещения, то введение режима ЧС не освобождает их от арендной платы, а лишь дает небольшую отсрочку на время действия режима. Для того, чтобы прекратить обязательство полностью нужно обращаться в суд с соответствующим иском и доказывать, что обстоятельства изменились настолько сильно, неожиданно и не по вине должника, что исполнить обязательство уже не представляется возможным.

По факту сейчас и так некоторым категориям гражданам предложили заморозить процесс текущих выплат по кредитам и ипотеке и отложить их на период после 30 сентября. Такая возможность предоставлена недавно принятым законом и предпринимателям. Правда, пока только очень малой их части. Введение режима ЧС облегчило бы предприятиям доказывание в суде наступления форс-мажора. Но в итоге потом все равно пришлось бы платить.

— Но почему же идея о введении ЧС так популярна?

— Возможно, это следствие растерянности, в которой мы все сейчас пребываем. Хочется надеяться, что достаточно издать указ о введении ЧС и сразу станет легче.

Может быть дело и в том, что люди видят примеры других стран. Соединяются две новости — вот в США государство ввело режим ЧС и выплатило гражданам по тысячи долларов. Точно также и в некоторых странах Европы – ввели ЧС и пошла ощутимая поддержка бизнеса. Складывается ощущения, что эти процессы связаны и одно вытекает из другого. Но наш закон таких гарантий не предусматривает.

На самом деле в России ничего не мешает проводить выплаты, стимулировать работодателей, не увольняющих своих сотрудников, поддерживать арендаторов вообще без введения какого-либо режима. И государство уже такие меры предпринимает, но пока очень робко и точечно. По собственному бизнесу и на примере клиентов вижу, что ощутимого эффекта эти меры пока не дают.

Думаю, что если общество хочет добиться более ощутимой помощи, фокус внимания нужно сместить. Заострить внимание необходимо не на названии режима, а на сути принимаемых мер поддержки граждан и бизнеса.

Подборка интригующих новостей, подписывайтесь в Яндекс Дзен
Яндекс.Метрика